Последний визит: 2018-01-29 00:22:55
Сейчас не в сети

Папки

Новые комментарии

До Ваших некоректних повчань:

Не можете добряче похвалити,
То не беріться правити і вчити,
Бо всі ваші розсудження-тлумачення
Не мають ролі і не грають значення.
Написал(а): ullad1
2018-05-10 | Произведения
Запись: Стихами можно тронуть душу


Avtor Adsens
Индексация сайта

Жан-Жак Руссо об общественном договоре

Жан-Жак Руссо «Об общественном договоре»

«Чем больше растягивается связь общественная, тем более она слабеет: и вообще, Государство малое относительно сильнее большего… Управление становится более обременительным по мере того как умножаются его ступени. Ибо в каждом городе есть прежде всего свое управление, которое оплачивается народом; в каждом округе свое, также оплачиваемое народом; то же в каждой провинции, затем идут крупные губернаторства, наместничества и вице-королевства, содержание которых обходится все дороже по мере того, как мы поднимаемся выше, и при том все это за счет того же несчастного народа; наконец наступает череда высшего управления, которое пожирает все.
Такие неумеренные поборы истощают подданных: они не только управляются лучше всеми этими различными органами управления, они управляются хуже, чем, если бы над ними был только один его орган.
Правители обременены делами, ничего не видят собственными глазами. Государством управляют чиновники. И вот уже необходимы особые меры для поддержания авторитета центральной власти, потому что столько ее представителей в отдельных местах стремиться либо ее обмануть, либо выйти из подчинения ей; эти меры поглощают все заботы общества; уже нет сил заботиться о счастье народа, их едва хватает для защиты его в случае нужды; так организм ставши непомерно большим, разлагается и погибает, раздавленный своею собственной тяжестью».
Комментарий: Как видим, Жан-Жак Руссо еще до жизни Маркса и Энгельса дал четкое определение Государству, как организме саморазрушающемся. Найденная ним закономерность не утрачивает своей актуальности в будущем на протяжении веков. Мы можем видеть сегодня то же самое. Распадение империй (римской, советской) как больших государств. Можем видеть само государство, где управление ним находится в руках чиновников, и главы государств становятся зависимыми от экономического управления теми же чиновниками, т.е становятся как бы марионетками. А исполнительную власть берет в руки бюрократия, которая исполнение закона продвигает путем шантажного вымогательства материальных благ, подрывая этим экономику страны, и несет собой разрушение государства. Закон о неприкосновенности высших регионов власти или чиновничества дает свободу действий им преступленческого характера, что противоречит законам большого государства, где, напротив, должны существовать законы ограничения действий чиновничества и их наказуемости за нарушение этих ограничений.
Тенденция последнего времени об организации всемирного государства со всемирным правительством, надо полагать, если и образуется, то просуществует недолго. Напротив, она породит обратный процесс, все большее раздробление на отдельные еще более мелкие государства, породит освободительные войны, революции и т.д. (О.С.)
«Здоровье и прочное устройство – это первое к чему следует стремиться и должно больше рассчитывать на силу, порождаемую хорошим образом правления, нежели на средства большой территорией. Все пороки любого общества первым долгом и наиболее обременительно ложатся на женщину, из-за ее чуткой натуры, малой силы и все же очень выносливой».
Комментарий: Кто не согласится, особенно женщины, с последним изречением философа и мыслителя 18 века Жан-Жаком Руссо? Мы хорошо знаем, как благодаря женщинам народ вынес голод, блокады, трудное военное время. Благодаря женщинам народ выжил и во времена распада Союза советов и построения отдельных государств в их переходной трудно –экономический путь. Благодаря женщинам выживает народ и сейчас во время капиталистического хаоса, когда женщина умеет поддержать мужчину в кризисные экономические и другие времена. Мужчина при неудачах первым долгом прибегает к спиртному и спивается, женщина, напротив может мобилизироваться своей выносливостью и предприимчивостью. Кто не согласен с этими утверждениями, может привести доказательства обратного, но не единичные, а глобальные. (О.С.)

«Выбор момента для первоначального устройства – это один из самых несомненных признаков, по которым можно отличать творение законодателя от дела тирана».
«Трудность создания законов определяется не столько тем, что нужно устанавливать, сколько тем, что необходимо разрушать».
« То наибольшее благо всех, которое должно быть целью всякой системы законов, сводится к двум главным вещам: свободе и равенству.
К свободе – поскольку всякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству, потому что свобода не может существовать без него».
«Именно поэтому, что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда должна стремиться сохранить его».
«Действие Организма на самого себя, т.е. отношение целого к целому или суверена к Государству. Законы, управляющими этими отношениями носят название политических законов и именуются также основными законами, если эти законы мудрые и дают хорошее устройство Государства».
«Отношение членов между собою должно быть как можно меньшим. А отношение между членами Организма и Государством возможно большим, дабы каждый гражданин был совершенно независим от всех других. И полностью зависим от Гражданской общины, ибо лишь сила Государства дает свободу его членам. Из этих отношений возникают гражданские законы».
«Отношение между человеком и законом4 между ослушанием и наказанием ведет к установлению уголовных законов, которые в сущности не столько особый вид законов, сколько придают силу другим законам.
… вид закона лежащий в «сердцах граждан» - нравы, обычаи, и особенно мнение общественное – оно изо дня в день приобретает новые силы: когда другие законы стареют или слабеют, они возвращают их к жизни или восполняют их, сохраняют народу дух его первых установлений и незаметно заменяют силою привычки силу власти».
Комментарий: если бы каждый человек, живя в своем, хорошо устроенном обществе, мог понять, какие блага принесут ему честность и справедливость по отношение к каждому и по отношению к обществу, то навсегда бы ушло от человечества лицемерие, коварство, воровство, убийства, частые болезни.
Но все человеческие пороки исходят от его природы, и потому так трудно искоренить соблазны, веления наших страстей, которые приносят так много бедствий человечеству, и потому так трудно прийти человечеству к тому совершенному обществу, о котором так много мечталось и так много писалось высшими умами людей. Но человек все же может созреть настолько, чтобы устроить самое близкое к совершенству общество и создавать в нем наибольшие блага для себя же, а все его пороки могут стать настолько малыми, что перестанут влиять на само общество. Но даже ради этих высоких благ, сможет ли человек избавиться от пороков? (О.С.)

«Легче завоевать, чем управлять. С помощью соответствующего рычага можно одним пальцем поколебать мир, но чтобы поддерживать его, необходимы плечи Геркулеса».
Создав новую власть с помощью легкого рычага – массы народа, загипнотизировав ее общественным явлением месмеризма, власть не смогла удержать правление и сникла как увядший бутон, не расцвев, и не давший никаких плодов. (Об оранжевой революции в Украине и ее президентах). (О.С.)

«Что сказать о таком враче, который обещает чудеса, а все его искусство в том, чтобы призывать больного к терпению».
Именно на таком терпении мы прожили семьдесят лет и не построили нужного социалистического общества, а о коммунистическом и мечтать не приходится. Здесь сказалось много причин, которые теперь вскрываются, но главная из них – огромное по величине централизованное государство и несовершенство человеческого разума, а также природная закономерность существования человека на земле с его пороками, которые не заметно делают свое дело, как бы человек не старался уйти от них. (О.С.)

«Рассеянные повсюду члены Правительства служат ему точками опоры, чтобы воздействовать на народ издалека, но у него нет никакой точки опоры, чтобы воздействовать непосредственно на самих этих членов».
А здесь Жан-Жак Руссо не прав. Наверное, в его веке не было столько чиновников, как в 20-м столетии. Точкой поры правительств воздействия на каждого члена общества является бюрократия! В 21-м веке она стала вообще властью и над правительством, заставляя его манипулировать законами, которые становятся не во благо народа, а тех же чинуш и самого правительства. (О.С.)

«Какова цель политической ассоциации? Бережение и благоденствие ее членов. А каков наиболее верный признак, что они убережены и благоденствуют? Это их численность и рост. Не ищите же окрест сей признак – предмет столь многих споров. При прочих равных условиях такое Правление, когда без сторонних средств, без предоставления права гражданства, без колоний граждане плодятся и множатся, есть, несомненно, лучшее.
Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее».
«Нужно меньше обращать внимание на кажущееся спокойствие и на успокоенность правителей, чем на благосостояние поданных и в особенности наиболее многочисленных сословий».
Без комментарий, итак все ясно - какое у нас Правление. (О.С.)

«Как частная воля непрестанно действует против общей, так и Правительство постоянно направляет свои усилия против Суверенитета.
Чем больше эти усилия, тем больше портится государственное устройство; а так как здесь нет другой воли правительственного корпуса, которая противостоя воле государя, уравновешивала бы ее, то рано или поздно должно случиться, что государь подавляет в конце концов суверен и разрывает общественный договор. В этом и заключается исконный и непременный порок, который с самого рождения Политического организма беспрестанно стремится его разрушить, подобно тому, как старость и смерть разрушают в конце концов тело человека».
Именно этот порок и привел всех бывших государей социалистического общества к так называемой нами «культу личности» правителей. (О.С.)

«Есть два общих пути, по которым всякое Правительство может перерождаться, именно: когда оно сосредотачивается, или когда Государство распадается».
«Распад Государства может произойти двумя путями: во-первых, когда государь больше не управляет Государством сообразно с законами и когда он узурпирует верховную власть». (Узурпирует – тиранит или правит с помощью насилия, не считаясь со справедливостью и законами. О.С.).
«Тогда происходят примечательные изменения: не Правительство, а Государство сжимается; т.е. большое Государство распадается и в нем образуется другое Государство, состоящее только из членов правительства и являющееся по отношению к остальному народу лишь его господином и тираном. Правительство узурпирует суверенитет, общественное соглашение разорвано, и все простые граждане по-праву, возвращаясь к своей естественной свободе, принуждены, а не обязаны повиноваться»

О смерти политического организма.
«Политический организм также, как и организм человека, начинает умирать и несет в себе самом причины своего разрушения. Организм человека – это произведение природы; устройство государства – это произведение искусства. От людей не зависит продление срока их жизни, от них зависит продлить жизнь Государства настолько, сколько возможно, дав ему наилучшее устройство, какое оно только может иметь. И самым лучшим образом устроенное Государство когда-нибудь перестанет существовать, но позже чем другие, если никакой непредвиденный случай не приведет его к преждевременной гибели».
Как уже отмечалось мной в предыдущих статьях, что если «устройство Государства – это произведение искусства», то это устройство полностью зависит от развитости ума, таланта, образования, развитии высокой человеческой морали, т. е. от человека. И если направить развитие и воспитание человека искусства, то рано или поздно человечество сможет создать себе хорошо устроенное общество, вопреки всем утопическим мировоззрениям. (О.С.)

«Чем лучше устроено Государство, тем больше в умах граждан заботы естественные дают ему перевес над заботами личными. Там даже гораздо меньше личных забот, ибо, поскольку сумма общего блага составляет белее значительную часть блага каждого индивидуума, то последнему приходится меньше добиваться его путем собственных усилий. В хорошо управляемой Гражданской общине каждый летит на собрания; при дурном Правлении никому не хочется и шагу сделать, чтобы туда отправиться, т.к. никого не интересует, что там делается, ибо заранее известно, что общая воля в них не возобладает».
Это явление мы прекрасно видели и испытали на собраниях всех ступеней при нашем социалистическом устройстве в 20 веке. (О.С.)

«Хорошие законы побуждают создавать еще лучшие, дурные – влекут за собой еще худшие».
Но как определить лучший или худший закон? Конечно, по поведению и реагированию на него народа или членов этого общества. (О.С.)

«Люди от природы ленивы, но страстное стремление к труду – это первый плод благоустроенного общества; а если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости того же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает».
Схватившись активно за предпринимательство, и трудясь не покладая рук на первых порах частного производства, люди сегодняшнего нашего «неокапиталлизма» остыли из-за обременительности налогообложения. Причем, эта обременительность стала зависеть от бюрократа, который перехватил исполнение закона руками шантажа и вымогательства. Таким образом, многие вышли из этой сферы деятельности, оставшись вообще безработными. Помыкавшись, кто тянет жалкое существование, кто пошел воровать, кто в либеральном подчинении подвергает себя унижениям, другой перейдя в лично-льстивое подчинение – таким образом, сохраняет свое материальное существование. Разношерстность, изобретательность на хитрость, ложь, обман, шантаж и прочие негативные явления человеческих пороков сделали людей пассивными не только к труду, но и к своему существованию.
Выход – демократическое воспитание каждого в духе неписанных законов, лежащих «в сердцах граждан» - нравы, обычаи, общественное мнение, воспитание добродетели и высокой морали – рано или поздно своей силою привычки, заменят силу власти. (О.С.)


1974 – 2011г




© Copyright: Оксана Студецкая, 2011

Опубликовано: 2017-11-18 14:06:39
Количество просмотров: 217
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии